30.03.2016 в 15:52
Пишет Elsker_Dig_For_Evigt:Немного рассуждений об образе Супермена в киновселенной и фигурах отца и матери
С подачи Томас несу это сюда:
Скомкано и вообще не по госту, но я должна высказаться. Хотя бы про Кларка - про Уэйна и Лютора как-нибудь в следующий раз.
ОСТОРОЖНО, ПРОСТЫНЯВсего в "Бэтмене против Супермена" появляются (или упоминаются) три папы, три фигуры отца: Джонатан Кент, Томас Уэйн и Александр Лютор-старший. Начать стоит с Кента.
Первый, Джонатан Кент, фермер из Канзаса и отец Супермена-Кларка, сочетает в себе, на мой взгляд, две фигуры массовой, если можно так сказать, культуры - Библия, в принципе, относится к ней: Бога-отца и Иосифа-плотника. Если вспомнить сериал "Смолвиль" (и не только его, но точно сейчас не скажу, надо сверяться с архивами комиксов), то можно увидеть, что там две эти фигуры разделены, и есть крайне неоднозначный, подчас злой и жестокий "небесный" Джор-Эл и вполне себе земной Джонатан. Это, конечно, имеет больше сходства с евангельской историей, чем то, что мы видим в "Человеке из стали" - в сериале сразу становится очевидной отсылка к Богу-Отцу, отправившему своего сына к людям, и плотником, который стал, на самом деле, настоящим отцом для этого сына божьего.
Снайдер эти две фигуры объединяет, и мы получаем образ Джонатан Кента, сыгранного Кевином Костнером: доброго, но строгого, человечного отца, в котором довольно сильны принципы христианства (подставь вторую щеку и т.д.). Отдельно надо сказать о Джор-Эле в "Человеке из стали". Принимая решение отправить сына с погибающего криптона на Землю, он говорит, что Кал-Эл станет богом для землян, что он - надежда, причем как для криптона, так и для Земли, потому что у него есть силы повести за собой. Ничего не напоминает?
Вообще, параллели между Иисусом и Суперменом - тема для отдельного большущего поста, но все же надо и тут обзорно их упомянуть, иначе как-то глупо рассуждать об образе отца и никак при этом не затронуть образ сына. Все мы помним про 33 года Кларка на Земле, за которые он никого не заразил никаким инопланетным вирусом, про двойственную природу его, криптонианца и землянина, очевидны так же мотивы самопожертвования во имя человечества, странствий... И если раньше, до выхода "Бэтмена против Супермена", я была уверена, что восшествие на корабль Зода и есть восшествие на Голгофу (то, что было потом: борьба, битва, сражение со злом, а не непротивление ему - результат изменения, актуализации образа Иисуса, необходимой в сегодняшний день), то теперь я сильно в этом сомневаюсь. В "Бэтмене против Супермена" появляется как раз то, что совершенно точно является Голгофой - финальное сражение с Думсдеем, на которое Кларк идет с точным знанием, что погибнет (вспомним сцену прощания с Лоис). На корабль Зода он шел без такой уверенности - он вообще не знал, что его ждет - и, что очень важно, шел он туда не один. Кроме того, в "Бэтмене против Супермена" очевидно проступает образ Римской империи, римлян, которые распяли Иисуса, царя иудейского и ложного бога: упоминание и появление Капитолия, рассуждение Лекса о гладиаторском бое, требования толпы наказать, "распять" Супермена. Все классические элементы Страстей Христовых на лицо: суд, бичевание и грядущая Голгофа. Кстати, образ сенатора Финч уж очень напоминает образ Пилата, которому доверили Христа судить, а он в конце концов склонился к тому, что его можно и отпустить. Пилату угрожали тем, что он "не друг кесарю", если отпустит Иисуса, и он принял решение о казни, с Финч вышло хуже. Но вернемся к событиям жизни Супермена.
В конце сражения Супермен побеждает Думсдея (то есть, как бы отодвигает Судный день для всего человечества на неопределенное время, как это сделал Иисус - ведь, как мы помним, ни Думсдея до конца убить нереально, ни от Судного дня и Апокалипсиса убежать) и умирает. Тут надо обратить внимание и на то, что Супермен, в принципе, поднят над землей в момент своей смерти, будто на крест, и на копье - один из инструментов Страстей Христовых, и на колотую рану, так что странно даже, что кровь и вода не полились. Шутка, извините. Дальше следует совершенно очевидное снятие с креста, и Бэтмен спускает его в руки Лоис и Чудо-женщины, обернув тело плащом - почти на всех картинах, изображающих эту сцену из Евангелия, Иисуса спускают женщинам именно так. Вот, посмотрите:
читать дальшеРафаэль:
Жувене:
Рембрант (у него вообще куча картин с этим сюжетом):
В "Бэтмене против Супермена" в этот момент очень заметны два "креста" (куски арматуры, конечно, но трудно не увидеть главный символ христианства), торчащие в левой части кадра. Уж не знаю, отсылка ли это к двум разбойникам, распятым вместе с Христом, но даже без них символы, опять же, понятны. Естественно, дальше следует оплакивание Христа-Супермена, явно отдающее Пьетой, его похороны (положение во гроб, и тут можно вспомнить цитату из Матфея: "Была же там Мария Магдалина и другая Мария" или из Марка: "Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали" - очевидное присутствие двух важных женщин) и, что ожидаемо, воскрешение - ну, ладно, намек на воскрешение.
Кажется, с тем, что Кларк Кент - Иисус, все понятно. Теперь вернемся к Джонатану. Очень важно обратить в данном случае внимание на сцену общения Кларка и Джонатана на горе. В Евангелии и в Ветхом Завете гора появляется часто: на нее поднимался Моисей за заповедями (как правильно заметила Томас, образ Супермена близок и даже списан с Моисея, но мы говорим о киноверсии Снайдера, где очевидны параллели с Иисусом), на горе искушал Иисуса Сатана (там Иисус молитвой, то есть, обращением к Богу, разговором с Богом, с отцом, его прогнал), с горы Иисус произносит свою известнейшую проповедь, на горе Голгофе Иисус был распят... В сцене разговора Кларка с отцом видны отголоски общения Моисея с Богом и, собственно, искушения Христа. Кларк находится очевидно в подавленном состоянии, когда туда приходит, его мучают его собственные демоны, дьяволы, он почти разуверился в добре и необходимости помогать людям, но, пообщавшись с отцом, получив от него практически притчевую историю о потопе и, что очень важно, о любви к женщине, которая стала для него всем миром, Кларк обретает силы, Кларк поднимает голову и готов к новым свершениям.
Маленькое отступление про камни. В этой же сцене Джонатан складывает камни в кучку, в горку, и, задумавшись на эту тему, можно найти отсылку к тексту Екклезиаста: есть время разбрасывать камни, и время собирать камни (полный текст цитатывремя рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий (что очевидно сделал Кларк тогда на балконе с Лоис - вставка моя, естественно, не Екклезиаста); время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.).
В "Человеке из Стали" в образе Джонатана меньше отсылок к Богу и больше - к человеку. Возможно, потому что в "Человеке из стали" он хоть какое-то время жив для Кларка, он реально существует, он находится в мире людей, в то время как в "Бэтмене против Супермена" он окончательно переходит в мир другой, уходит с равнины Канзаса на гору.
Надо бы еще сказать тут про образ матери Кларка - Марты. Нет смысла, наверное, пояснять после всего вышесказанного, что она явно Мария - логично. Именно у нее Кларк ищет утешения - и находит, именно она поддерживает его, переживает за него. Мне тут немного больше интересен показавшийся сперва абсурдным, почти смешным (думаю, по причине русской озвучки) момент с "о, блин, твою маму тоже зовут Марта, тогда я тебя убивать не буду". Во-первых, мне кажется, что в этот момент Супермен перестает быть для Бэтмена инопланетной угрозой, чужеродным объектом на Земле, существом из иного мира - и превращается в того, кто рожден женщиной, как и все люди, в человека. Во-вторых, он будто становится ему братом, сыном Марты, как и он сам, а в христианской традиции принято воспринимать Марию, мать Иисуса, как добрую матерь всем живущим на земле. Если рассматривать эту сцену так, то она становится вовсе не абсурдной, правда?
Кажется, это все. По крайней мере, насчет Кларка.Надеюсь, напишу про Уэйна и Лютора, потому что там тоже много интересного. Даже не знаю, у кого получилось занятнее: у "артурианского" Брюса или у порождения поп-культуры Лекса.
URL записиС подачи Томас несу это сюда:
Скомкано и вообще не по госту, но я должна высказаться. Хотя бы про Кларка - про Уэйна и Лютора как-нибудь в следующий раз.
ОСТОРОЖНО, ПРОСТЫНЯВсего в "Бэтмене против Супермена" появляются (или упоминаются) три папы, три фигуры отца: Джонатан Кент, Томас Уэйн и Александр Лютор-старший. Начать стоит с Кента.
Первый, Джонатан Кент, фермер из Канзаса и отец Супермена-Кларка, сочетает в себе, на мой взгляд, две фигуры массовой, если можно так сказать, культуры - Библия, в принципе, относится к ней: Бога-отца и Иосифа-плотника. Если вспомнить сериал "Смолвиль" (и не только его, но точно сейчас не скажу, надо сверяться с архивами комиксов), то можно увидеть, что там две эти фигуры разделены, и есть крайне неоднозначный, подчас злой и жестокий "небесный" Джор-Эл и вполне себе земной Джонатан. Это, конечно, имеет больше сходства с евангельской историей, чем то, что мы видим в "Человеке из стали" - в сериале сразу становится очевидной отсылка к Богу-Отцу, отправившему своего сына к людям, и плотником, который стал, на самом деле, настоящим отцом для этого сына божьего.
Снайдер эти две фигуры объединяет, и мы получаем образ Джонатан Кента, сыгранного Кевином Костнером: доброго, но строгого, человечного отца, в котором довольно сильны принципы христианства (подставь вторую щеку и т.д.). Отдельно надо сказать о Джор-Эле в "Человеке из стали". Принимая решение отправить сына с погибающего криптона на Землю, он говорит, что Кал-Эл станет богом для землян, что он - надежда, причем как для криптона, так и для Земли, потому что у него есть силы повести за собой. Ничего не напоминает?
Вообще, параллели между Иисусом и Суперменом - тема для отдельного большущего поста, но все же надо и тут обзорно их упомянуть, иначе как-то глупо рассуждать об образе отца и никак при этом не затронуть образ сына. Все мы помним про 33 года Кларка на Земле, за которые он никого не заразил никаким инопланетным вирусом, про двойственную природу его, криптонианца и землянина, очевидны так же мотивы самопожертвования во имя человечества, странствий... И если раньше, до выхода "Бэтмена против Супермена", я была уверена, что восшествие на корабль Зода и есть восшествие на Голгофу (то, что было потом: борьба, битва, сражение со злом, а не непротивление ему - результат изменения, актуализации образа Иисуса, необходимой в сегодняшний день), то теперь я сильно в этом сомневаюсь. В "Бэтмене против Супермена" появляется как раз то, что совершенно точно является Голгофой - финальное сражение с Думсдеем, на которое Кларк идет с точным знанием, что погибнет (вспомним сцену прощания с Лоис). На корабль Зода он шел без такой уверенности - он вообще не знал, что его ждет - и, что очень важно, шел он туда не один. Кроме того, в "Бэтмене против Супермена" очевидно проступает образ Римской империи, римлян, которые распяли Иисуса, царя иудейского и ложного бога: упоминание и появление Капитолия, рассуждение Лекса о гладиаторском бое, требования толпы наказать, "распять" Супермена. Все классические элементы Страстей Христовых на лицо: суд, бичевание и грядущая Голгофа. Кстати, образ сенатора Финч уж очень напоминает образ Пилата, которому доверили Христа судить, а он в конце концов склонился к тому, что его можно и отпустить. Пилату угрожали тем, что он "не друг кесарю", если отпустит Иисуса, и он принял решение о казни, с Финч вышло хуже. Но вернемся к событиям жизни Супермена.
В конце сражения Супермен побеждает Думсдея (то есть, как бы отодвигает Судный день для всего человечества на неопределенное время, как это сделал Иисус - ведь, как мы помним, ни Думсдея до конца убить нереально, ни от Судного дня и Апокалипсиса убежать) и умирает. Тут надо обратить внимание и на то, что Супермен, в принципе, поднят над землей в момент своей смерти, будто на крест, и на копье - один из инструментов Страстей Христовых, и на колотую рану, так что странно даже, что кровь и вода не полились. Шутка, извините. Дальше следует совершенно очевидное снятие с креста, и Бэтмен спускает его в руки Лоис и Чудо-женщины, обернув тело плащом - почти на всех картинах, изображающих эту сцену из Евангелия, Иисуса спускают женщинам именно так. Вот, посмотрите:
читать дальшеРафаэль:
Жувене:
Рембрант (у него вообще куча картин с этим сюжетом):
В "Бэтмене против Супермена" в этот момент очень заметны два "креста" (куски арматуры, конечно, но трудно не увидеть главный символ христианства), торчащие в левой части кадра. Уж не знаю, отсылка ли это к двум разбойникам, распятым вместе с Христом, но даже без них символы, опять же, понятны. Естественно, дальше следует оплакивание Христа-Супермена, явно отдающее Пьетой, его похороны (положение во гроб, и тут можно вспомнить цитату из Матфея: "Была же там Мария Магдалина и другая Мария" или из Марка: "Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали" - очевидное присутствие двух важных женщин) и, что ожидаемо, воскрешение - ну, ладно, намек на воскрешение.
Кажется, с тем, что Кларк Кент - Иисус, все понятно. Теперь вернемся к Джонатану. Очень важно обратить в данном случае внимание на сцену общения Кларка и Джонатана на горе. В Евангелии и в Ветхом Завете гора появляется часто: на нее поднимался Моисей за заповедями (как правильно заметила Томас, образ Супермена близок и даже списан с Моисея, но мы говорим о киноверсии Снайдера, где очевидны параллели с Иисусом), на горе искушал Иисуса Сатана (там Иисус молитвой, то есть, обращением к Богу, разговором с Богом, с отцом, его прогнал), с горы Иисус произносит свою известнейшую проповедь, на горе Голгофе Иисус был распят... В сцене разговора Кларка с отцом видны отголоски общения Моисея с Богом и, собственно, искушения Христа. Кларк находится очевидно в подавленном состоянии, когда туда приходит, его мучают его собственные демоны, дьяволы, он почти разуверился в добре и необходимости помогать людям, но, пообщавшись с отцом, получив от него практически притчевую историю о потопе и, что очень важно, о любви к женщине, которая стала для него всем миром, Кларк обретает силы, Кларк поднимает голову и готов к новым свершениям.
Маленькое отступление про камни. В этой же сцене Джонатан складывает камни в кучку, в горку, и, задумавшись на эту тему, можно найти отсылку к тексту Екклезиаста: есть время разбрасывать камни, и время собирать камни (полный текст цитатывремя рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий (что очевидно сделал Кларк тогда на балконе с Лоис - вставка моя, естественно, не Екклезиаста); время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.).
В "Человеке из Стали" в образе Джонатана меньше отсылок к Богу и больше - к человеку. Возможно, потому что в "Человеке из стали" он хоть какое-то время жив для Кларка, он реально существует, он находится в мире людей, в то время как в "Бэтмене против Супермена" он окончательно переходит в мир другой, уходит с равнины Канзаса на гору.
Надо бы еще сказать тут про образ матери Кларка - Марты. Нет смысла, наверное, пояснять после всего вышесказанного, что она явно Мария - логично. Именно у нее Кларк ищет утешения - и находит, именно она поддерживает его, переживает за него. Мне тут немного больше интересен показавшийся сперва абсурдным, почти смешным (думаю, по причине русской озвучки) момент с "о, блин, твою маму тоже зовут Марта, тогда я тебя убивать не буду". Во-первых, мне кажется, что в этот момент Супермен перестает быть для Бэтмена инопланетной угрозой, чужеродным объектом на Земле, существом из иного мира - и превращается в того, кто рожден женщиной, как и все люди, в человека. Во-вторых, он будто становится ему братом, сыном Марты, как и он сам, а в христианской традиции принято воспринимать Марию, мать Иисуса, как добрую матерь всем живущим на земле. Если рассматривать эту сцену так, то она становится вовсе не абсурдной, правда?
Кажется, это все. По крайней мере, насчет Кларка.Надеюсь, напишу про Уэйна и Лютора, потому что там тоже много интересного. Даже не знаю, у кого получилось занятнее: у "артурианского" Брюса или у порождения поп-культуры Лекса.